«И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Матф.11:14). Данный разбираемый нами стих является непосредственным и прямым продолжением речи Спасителя об Иоанне Крестителе.

Известный толкователь Библии А.П. Лопухин в связи с этим стихом пишет о том, что разбираемые слова Иисуса Христа надо понимать следующим образом. Речь Христа «означает: если вы можете Мне довериться, если вы можете положиться на Мои слова, то Иоанн есть Илия... Он есть Илия, но не тот, о котором известно было из Ветхого Завета, а новый, грядущий, которому должно прийти. Очевидная ссылка на Мал IV:5» Толковая Библия, ук. изд., с.218). То есть как указывает Лопухин, Иоанн Креститель есть «новый, грядущий» Илия, о котором, по мнению Лопухина, говорил пророк Малахия в своей книге (Мал.4:5-6).

Для того чтобы дать объективную характеристику разбираемого стиха из книги Матфея рассмотрим более подробно текст из Ветхого Завета, упоминаемый толкователем Лопухиным. «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5-6). Из этой цитаты становится понятно, что Малахия говорит именно о пророке Илии, которого Бог-Отец пошлет из Царства Небесного на землю «пред наступлением дня Господня».

Однако Лопухин настаивает на ином понимании этих слов Малахии. «Но кого разумел пророк Малахия под этим увещателем — Илиею-пророком? Иудеи видели здесь предсказание о действительном пришествии, известного из истории Ветхого Завета, пророка Илии, который снова должен явиться на землю и именно к ним, иудеям, пред пришествием Мессии (см. Мф XVII:10, 11; XI:14; XVI:14; Ин I:21) … под Илиею здесь нужно разуметь, прежде всего, Иоанна Предтечу (см. Мф XVII:10–13; Лк I:17), т. е., следовательно, Илию в переносом смысле этого слова, пророка в духе и силе Илии» (Толковая Библия, ук.изд., с.218). Иными словами, Лопухин считает, что Малахия под пророком Илией подразумевает Иоанна Крестителя. И кроме этого, у Лопухина написано «по общему, почти, толкованию отцов и учителей Церкви, здесь, кроме указания на Иоанна Предтечу, который был Предтечею первого пришествия Христа, есть указание и на действительное пришествие известного пророка Илии, который явится на землю пред вторым пришествием Христовым (Златоуст, Феодорит и др.). Так как этот «Илия пророк» должен явиться пред «днем Господним великим и страшным», то, очевидно, его следует отождествлять с тем «Ангелом» или вестником, который также явится пред судом Божиим» (Толковая Библия, ук. изд., с.218).

Обобщая выше приведенные цитаты из книги Лопухина о словах пророка Малахии (Мал.4:5-6) следует то, что: во-первых, в них говорится якобы об Иоанне Крестителе, который придет перед Мессией (первое Его пришествие на землю); во-вторых, одновременно говорится и о приходе пророка Илии перед вторым пришествием Иисуса Христа.

Чтобы разобраться о ком говорил пророк Малахия в выше упомянутых словах из Ветхого Завета, об Иоанне Крестителе или о пророке Илии, или о них двоих, но в разное время, давайте рассмотрим, что же представляло собой в культуре древних евреев выражение «день Господень». В такой авторитетной книге как Словарь Брокгауза и Ефрона об этом понятии пишется так. «Под Днем Господним в Ветхом Завете понимается день или момент, когда Бог вмешивается в человеческую историю для суда или спасенияПророки проповедовали о Дне Господнем как о суде, который разразится не только над чуждыми народами (Ам 1; Авд; Иоил 3), но и над Израилем… Общий признак всех этих пророчеств таков: предсказанное спасение в День Господень станет уделом народа Божьего, до этого подвергшегося карающему суду». Иными словами, все народы земли, в том числе и еврейский народ, в день Господень сначала подвергнутся суду Божьему, а затем народ Божий получит спасение. Как известно все народы подвергнутся Суду Божьему во время Второго пришествия Иисуса Христа. «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2Тим.4:1). «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17:31).

Об этом же говорится и в Ветхом Завете «И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?» (Иоил.2:11). «Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (Авд.1:15).

Суммируя сведения, приведенные выше, можно однозначно сказать, что слова «день Господень» означают время, когда все народы предстанут на Суд Божий. То есть на время Второго пришествия Иисуса Христа. А мы знаем из Библии, что Иоанн Предтеча должен был явиться и явился перед первым приходом Иисуса Христа на землю чтобы приготовить путь для Мессии (Матф.11:10).

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в данном случае мнение таких отцов Церкви, как Иоанн Златоуст и других, о приходе пророка Илии (Мал.4:5-6) перед Вторым пришествием Христа является более логичным и обоснованным. Как видим, в тексте Малахии речь идет об Илии, но не об Иоанне Крестителе. И в этом отрывке нет речи о том, что Иоанн придет в духе и силе Илии. В этом тексте говорится о том, что Илия приходит самостоятельно. И конкретно указано время, когда это свершится - «пред наступлением дня Господня, великого и страшного».

Вторым доказательством того, что пророк Илия из пророчества Малахии не является Иоанном Предтечей является различная характеристика их деятельности. Согласно характеристики Илии из книги Малахии Илия придет перед днем Господним для того чтобы «он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их».

Оказывается, согласно традициям древнееврейского народа в древнееврейском обществе большое внимание уделялось отношениям внутри еврейской семьи. Очень часто наблюдалась картина, когда в еврейских многодетных семьях отец семейства имел своего любимого сына и прохладно относился к другим своим сыновьям. В ответ на такое поведение отца нелюбимые дети нехотя подчинялись главе семейства, но делали это без любви, скрипя сердцем. Потому что традиции их обязывали чтить главу семьи и подчиняться ему. А миссию Илии как раз и будет составлять то, что он научит отцов любить всех своих детей. А в ответ на это дети будут любить своего отца не по принуждению, а по зову сердца. Таким образом в семьях установятся сердечные доброжелательные отношения. А Господь Бог, придя в «День Господень», в первую очередь будет смотреть на то, как люди относятся друг к другу и в первую очередь в семье. Потому что отношения между людьми показывают на то, как они соблюдают заповедь Божью о любви друг к другу. По всей видимости Малахия имел ввиду именно древнееврейскую семью, с которой, как с образца, должны брать пример все семьи других народов мира.

А у пришедшего Иоанна Крестителя в отличие от Илии, согласно Писанию, будет другая цель и миссия, и другие поступки. В отличие от пророка Илии Предтеча приходит для того чтобы подготовить богоизбранный древнееврейский народ к приходу Мессии. И как об этом сказано в Библии «он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лук.3:3-6).

Именно на эту цель прихода указывает Евангелист Лука, говоря о проповеднической деятельности Иоанна Крестителя. Предтеча придет и «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их… чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук.1:16-17).

Предтеча в отличие от пророка Илии должен был сделать такие ниже следующие поступки. Во-первых, очистить в глазах евреев Ветхий Завет от искажений книжников и фарисеев своей проповедью. Во-вторых, провозгласить древним евреям ту истину, что приблизилось Царство Небесное. То есть из Царства Небесного на землю спустился обещанный Мессия. И призвать древнееврейский народ к покаянию и к началу новой жизни по новозаветным заповедям, основы которых и дал древним евреям Предтеча. «Многое и другое благовествовал он (Предтеча) народу, поучая его» (Лук.3:18).

Как видим между приходом Илии и Предтечи имеются существенные различия. И эти различия состоят не только в том, что они приходят в различное время. Илия придет перед днем Господним. А Предтеча пришел перед первым появлением Мессии. Различия между ними состоят и в их поступках. Илия мирит сердца отцов с детьми и детей с отцами. А Предтеча подготавливает народ к приходу Мессии. Поэтому путать Илию и Предтечу нельзя.

Возвращаясь к разбираемому стиху и основываясь на предыдущих размышлениях, подвергающих критическому анализу пояснение из книги Лопухина, а также базируясь на цитате из книги Малахии, можем сказать следующее - Иоанн Креститель не был в прямом смысле пророком Илией.

Однако для того чтобы вразумительно ответить на вопрос о том, что же хотел сказать народу Иисус Христос словами «он есть Илия», помещенными в разбираемом нами стихе, необходимо вспомнить некоторые эпизоды из жизни Иоанна Крестителя.

Евангельский эпизод о предсказании Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о том, что у него родится сын, содержит очень много полезной информации для ответа на выше поставленный вопрос. Например, в Библии говорится о том, что Захария, отец Иоанна Крестителя, в то время, когда он находился в святилище Иерусалимского храма во время каждения, к нему явился Архангел Гавриил и стал по правую строну жертвенника. Архангел сообщил Захарии сведения о сыне, которому суждено было вскоре родиться. «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн… и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук.1:13-17). Как видим в этих словах Архангела Божьего речь не идет о том, что перед приходом Мессии должен появиться именно Илия. А речь идет совсем о другом, о том, что Предтеча придет в духе и силе Илии.

Однако книжники и фарисеи намеренно исказили понятия о приходе пророка Илии и о приходе Иоанна Предтечи, четко сформулированные в религии древних евреев. Исказив эти сведения, они стали распространять среди древнееврейского народа слух о том, что перед приходом Истинного Мессии должен якобы прийти не Иоанн Креститель, а Илия.

Такая позиция книжников и фарисеев предположительно объясняется так. Народ стал обращаться к книжникам и фарисеям с сообщениями о том, что Иисус из Назарета является Истинным Мессией. Потому что по мнению народа это доказывается Его поступками. Он как Истинный Мессия лечит любую болезнь, воскрешает мертвых, отпускает грехи и проповедует Благую Весть. В ответ на эти факты книжники и фарисеи и придумали ложную теорию о том, что якобы перед приходом Истинного Мессии должен прийти Илия, а не Предтеча. Именно эти мысли изложены в текстах Евангелий, когда ученики приходят к Христу и сообщают о том, что книжники и фарисеи ссылаются на то, что раз Илия не пришел, то якобы Иисус из Назарета не является Истинным Мессией. И все Его чудесные дела Христовы, предсказанные древнееврейскими пророками, якобы ничего не значат.

Вот как об этом пишется в Евангелии. «И спросили Его (Христа) ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Матф.17:10-13). В Евангелии от Марка об этом говорится так: «И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, [надлежит] много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем» (Мар.9:11-13). Из выше приведенных двух цитат, взятых из Библии видно, что якобы о приходе Илии перед приходом Мессии, рассказывают книжники и фарисеи, жившие во времена Спасителя, а не древнееврейские пророки.

Точно также и в разбираемом нами стихе Спаситель говорит об Илии и Иоанне «и если хотите принять, он (Иоанн) есть Илия».

Однако толкователь Лопухин по поводу слов Спасителя «если хотите принять» недоумевает «почему же прибавлено «если желаете принять» (а не понять)?» (А.П. Лопухин, Толковая Бибилия, ук. изд., с.218)

Слова Спасителя «и если хотите принять» имеют несколько смыслов. Эти слова можно понять в таком смысловом значении. Фразой «если хотите принять» Христос объясняет Своим ученикам позицию книжников и фарисеев, которые рассказывали народу о том, что якобы перед приходом Мессии должен прийти Илия. Поэтому Спаситель и говорит, что если хотите принять слова книжников и фарисеев о приходе Илии, то тогда «он (Предтеча) есть Илия». Спаситель так сказал потому, что это не противоречит широко известному предсказанию Архангела Гавриила о том, что Предтеча придет в духе и силе Илии.

Слова из разбираемого стиха «которому должно придти» относятся не к Илии, а к Предтече. На это указывает повеление Спасителя «которому должно придти». А перед приходом Мессии должно было прийти только Иоанну Крестителю по предсказаниям древнееврейских пророков и Архангела Гавриила. Помимо этого, слова «которому должно придти» указывают на то, что пророчество Архангела Гавриила, имеющее божественную силу, полностью исполнилось.

Анализируя разбираемый стих, у любознательного читателя может возникнуть вопрос о том, каким образом Предтеча мог прийти в духе и силе Илии и как эти слова надлежит понимать?

Понимать это следует таким образом. Между Илией и Предтечей очень много общего. И Предтеча пришел в духе и силе Илии потому что он точно также, как и Илия, воплотил в себе следующие черты. Во-первых, и Илия, и Предтеча любят правду Божью. Эта черта указывает на то, что они любят Бога и беззаветно преданы Ему.

Во-вторых, и Илия, и Предтеча обличители, отстаивали правду Божью, всегда и везде, и призывали исполнять правду Божью даже могущественных владык и правителей.

В-третьих, и Илия, и Предтеча небожители. Об Илии сказано, что он за свою праведность взят живым на небо. А Иоанн Креститель «Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лук.1:15). И по своей духовной сути является Ангелом-небожителем. «Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се Я посылаю Ангела Моего» (Матф.11:10). А Ангел Божий, как и Илия-пророк, является небожителем.

В-четвертых, Илия был пророком Божиим. «И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень» (3Цар.18:22). И Иоанн Креститель также назван пророком: «И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: … ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лук.1:67,76). А Христом Спасителем Иоанн Креститель назван больше чем пророк. «Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» (Матф.11:9).

Таким образом Спаситель в Своей речи, обращенной к народу, разъясняет то как надо понимать слова книжников и фарисеев о приходе Илии перед появлением Мессии. Причем Свое разъяснение Спаситель строит на предсказании Архангела Гавриила о появлении Предтечи. И раскрывает перед народом связь между проповеднической деятельностью Предтечи, которая имеет характерные черты, которые были присущи и древнееврейскому пророку Илии.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь - октябрь 2015 г.