«Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Матф.11:16-17). Закончив в предыдущих стихах Свои разъяснения о достоинствах Иоанна Крестителя, Спаситель мудро указал на то, что кто имеет уши слышать, да услышит. То есть этими словами Спаситель указал на тех людей, которые не только способны воспринять Благую весть, распространяемую Иоанном Крестителем и Мессией, но и желают её слушать для того чтобы в дальнейшей своей жизни исполнять новозаветные заповеди. И логическим переходом от характеристики людей, принимающих Благую весть, являются слова Спасителя о людях, имеющих уши, но не только не желающих воспринимать Благую весть из уст Мессии и Иоанна Крестителя, но и активно борющихся с её распространением. Их в разбираемых словах рассматриваемого нами стиха Спаситель называет «род сей».
Слово «род» в современном понимании обозначает «ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Аз, Москва, 1994, с.670). Слово «сей» обозначает «то же что и этот (слово устаревшее и ироническое)» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Азъ, Москва, 1994, с.698).
По поводу выражения «род сей» известный толкователь Лопухин дает следующее пояснение. «Спаситель противополагает таким идеальным воззрениям на Иоанна действительное поведение по отношению к Нему его соотечественников, которые не хотели признавать ни Иоанна, ни Самого Спасителя. Люди этого «поколения» имеют уши слышать и не слышат. Они не понимают и не принимают того, что им говорится, они капризны, как дети, играющие на рынках, и полны предрассудков. По мнению некоторых толковников, под детьми нужно понимать все поколение, весь тогдашний иудейский народ в его массе, который порицается за свое беспринципное, капризное поведение» (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.219).
Эта мысль Лопухина не соответствует смыслу рассматриваемых стихов по следующей причине. Речь в разбираемых словах ведется не обо всём древнееврейском народе, а только о той части «роде» древнееврейского общества, которые, услышав Благую Весть, не только не желали воспринимать проповедей Мессии, но и активно выступали против неё.
Помимо этого, Лопухин также не прав в том, что все древние евреи «не принимают того, что им говорится». Потому что наряду с врагами Благой вести среди древнееврейского народа были и сторонники учения Спасителя. К ним относились люди не только из простого народа, которые по сообщениям Библии ходили толпами за Спасителем, но и представители древнееврейской знати, а также некоторые члены синедриона (органа религиозно-политической власти древнееврейского государства). Например, такие как Никодим. «Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских» (Иоан.3:1). А также Иосиф Аримафейский. «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса» (Матф.27:57). «Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия» (Мар.15:43).
Более того, Лопухин не учитывает тот факт, что Спаситель в Своей речи словосочетание «род сей» употребляет с особым смыслом. Этими словами обозначается общность людей, которая объединяется не по родственному признаку, как может показаться на первый взгляд. Они могут не являться кровными родственниками межу собой. Этих людей объединяет иное - духовные стремления и поступки, направленные против Бога. Например, в Евангелии от Луки Спаситель говорит об этих людях «рода сего» такие слова. «Фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него. Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? (Лук.7:30-31)». Как видим, у Луки Спаситель называет фарисеев и законников, не принявших волю Божью, людьми «рода сего».
В разбираемом стихе для характеристики таких людей Спаситель, обращаясь к народу, говорит такие поясняющие слова «но кому уподоблю род сей?». То есть такими словами Спаситель выделяет только эту группу людей-недоброжелателей из общей массы древнееврейского народа.
У древних евреев словосочетание «род сей» было крылатым выражением и нарицательным словосочетанием, за которым был закреплен строго определенный смысл. Слово «сей» в сочетании со словом «род» имело осуждающий оттенок и употреблялось к тем людям, которые выступали не только против Предтечи Господнего, Иоанна Крестителя, и Сына Божьего, Иисуса Христа, но и против Самого Господа Бога. Об этом и свидетельствуют цитаты из Библии. Например, в Ветхом Завете говорится: «И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем» (Быт.7:1). То есть в этой цитате ясно сказано о том, что Бог среди людей-грешников из всех сословий древнееврейского общества и обозначаемых словами «род сей», увидел праведником именно Ноя.
Ещё в Ветхом Завете ясно была сформулирована мысль о том, что словосочетание «род сей» обозначает тех людей, которые грешат против Бога, не выполняют Его заповедей и не признают Бога. И Бог, осуждая таких людей, говорит о них с укоризненным употреблением словосочетания «род сей». «Сорок лет Я (Бог) был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих» (Пс.94:10).
Та же самая мысль прослеживается и в Новом Завете. Для характеристики людей, не признающих Бога, в новозаветной части Библии также употребляется изобличающее словосочетание «род сей». «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Матф.23:34-36). Как видим в этой цитате словосочетанием «род сей» изобличаются гонители праведников и пророков Божиих, противящиеся Слову Божьему и Воле Божьей.
Итак, что же это за люди, которых Спаситель в разбираемом стихе называет словосочетанием «род сей»? Это прежде всего были люди, которые, прикрываясь авторитетом духовной учености, тем не менее не признавали ни Истинного Бога, Иисуса из Назарета, ни Предтечу, Иоанна Крестителя. Хотя эти «книжные мужи» были очевидцами всех дел и чудес, предсказанных древнееврейскими пророками и исполненных полностью Иисусом из Назарета и Иоанном Крестителем. Такими людьми были некоторые законоучителя и фарисеи, враждебно настроенные ко Христу и Предтече. Об этом ясно сказано в Библии. «И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» (Лук.7:29-30).
Более подробно о некоторых книжниках и фарисеях, не признающих Истинного Бога, Иисуса Христа, и названных словосочетанием «род сей» сказано в другом месте. «Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» (Лук.11:51-54).
Из выше осуществленного анализа словосочетания «род сей» становится понятно, что Спаситель, разъясняя народу то, что же собой представляют люди, выступающие против Бога, а также против распространения Благой вести, не зря применил эти слова. Под «родом сим» Спаситель имел ввиду людей, которые объединены не родственными узами, а единой духовной целью - они противостоят и Слову Божьему и Воле Божьей. Такие враждебно настроенные к Благой вести и ко Христу люди встречались не только среди духовно-религиозного сословия, но и среди простых людей, и среди богатой и бедной части древнееврейского общества.
Представители «рода сего», некоторые книжники и фарисеи, также присутствовали и во время произнесения разбираемых слов Христом. И именно на врагов Благой вести, имевшихся практически во всех сословиях древнееврейского общества Спаситель и указал словами «род сей». И хоть внешне такие люди могли выглядеть как добропорядочные древние евреи, на деле же они активно пытались помешать Божьей Воле и целенаправленно призывали древнееврейский народ не верить Иисусу из Назарета и не слушать Его Благой Вести. В Библии такие люди также называются «чадами гнева» и «сынами противления» ( Ефес. 2:2-3).
Согласно представлениям древнеизраильского народа, когда проповедник говорил слова «род сей» то слушателям было понятно, что проповедник говорит не только о человеческих представителях этого рода враждебных Богу, но и упоминает об основателе этого рода, который обозначен в Библии словами «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). В данном случае основателем «рода сего» является дух, во всем сопротивляющийся Господу Богу. Потому что противостоящий Богу злой дух является противником правды Божьей, «ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). В Библии ясно сказано о том, кто же есть родоначальником греха, то есть кто же согрешил первым. «Сначала диавол согрешил» (1Иоан.3:8).
В Своей притче о сеятеле Христос также называет нечистого духа лукавым «приходит лукавый» (Матф.13:19). Слово «лукавить» обозначает «вести себя не искренне, неправдиво» (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, ук. изд., с.327). Слово «лукавый» обозначает во 2-м смысловом значении «бес, дьявол, сатана, нечистый дух» (Ушаков Д.Н., Большой толковый словарь современного русского языка, Альта-Принт, Москва, 2009, с.416).
Злой дух, как отец, основавший «сей род» вероотступников, возглавляет людей этого рода, которые противостоят Богу и правде. Поэтому «сын диавола, враг всякой правды» (Деян.13:10). Для того чтобы указать на лживость «рода сего» Спаситель часто называет его «родом лукавым» (Матф.16:4). Вот как об этом сказано в Библии. «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный» (Матф.12:38-39). Из этих слов становится видно, что Спаситель охарактеризовал противодействующих Ему людей (как из числа книжников, фарисеев и саддукеев, так и из простого народа) сравнением с нечистым лукавым духом.
Как видим из выше проанализированных цитат, взятых из Библии, словосочетание «род сей» не только имеет давнюю историю в культуре древнееврейского народа, но и строго определенный смысл и употреблялось для изобличения грешников и злого духа, выступающих сообща против Бога и необоснованно и несправедливо критикующих Его.
Продолжая характеристику «рода сего», противодействующего Богу, Спаситель провозглашает такие слова «но кому уподоблю род сей?». Слово «уподобить» обозначает «сделать подобным что-нибудь кому чему-нибудь; сравнить с кем, чем-нибудь. Уподобить одно явление другому» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Азъ, Москва, 1994, с.824). То есть Спаситель спрашивает о том, на кого же похож род людей, выступающих в своих поступках наперекор Всемогущему Богу и противодействующих Ему?
Отвечая на этот вопрос и поясняя Свою мысль окружающим Его людям, Спаситель говорит, что этот род вероотступников «подобен детям» с определенным поведением. В Своем общении с древнееврейским народом Христос всегда употреблял понятные этому народу слова, примеры и выражения. У каждого народа отношение к детям проявлялось по-разному. Для понимания слов Спасителя о детях современный читатель должен знать основные сведения о том, как к детям относились в древнееврейском обществе.
Оказывается, у древних евреев считалось большим позором бездетная семья. «Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее» (1Цар.1:6). В этих словах говорится о том, что соперницей является многодетная мать, которая своей многодетностью огорчает свою соперницу. У древних евреев существовал обычай, согласно которому гостю первый вопрос задавали о том сколько же он имеет детей. Под этим вопросом подразумевалось количество сыновей. Потому что исчисление родословных у древних евреев велось по мужской линии. Такой вопрос задавался потому, что согласно культурным и религиозным традициям у древних евреев считалось что бесплодием Бог наказывает человека за его грехи. Если же в древнееврейской семье было много детей, то в глазах древнееврейского общества это считалось наглядной характеристикой того, что отец семейства добропорядочный человек и живет по Божьим Законам, пользуясь благосклонностью Божьей. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Пс.126:3).
Таким образом появление детей в древнееврейской семье являлось счастливым событием. Поэтому в древнееврейской культуре очень подробно были расписаны основные моменты, связанные с ухаживанием за ребенком, и особенно с его воспитанием, которое было пронизано религиозными понятиями, выражавшими благодарность Богу за то, что Он дал этой семье ребенка.
В древнееврейском обществе были подробно разработаны обряды, связанные с тем, как растить ребенка для того чтобы он был счастлив и с радостью совершал богоугодные поступки. Оказывается, древнееврейской семье подробно предписывалось после рождения ребенка мыть его, натирать солью и потом уже пеленать. «При рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита» (Иез.16:4). Как видим в этой цитате сказано о действиях, которые не были выполнены, но которые предписывались для выполнения согласно традициям древнееврейского народа.
На восьмой день после рождения ребенку не только совершали обряд обрезания, но и давали имя. И это надо было делать неукоснительно, так как это предписывалось Уставами и Законами Божьими. «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени» (Быт.17:12).
Но наряду с событиями биологической жизни огромное значение в древнееврейской семье уделялось духовному воспитанию детей. Дети в древнееврейской семье воспитывались с любовью, назиданием и старанием, и были окружены лаской и заботой. Вот как об этом говорится в Ветхом Завете. «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Втор.4:9), «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор.6:6-7).
Такое отношение к воспитанию детей в древнееврейском обществе проявлялось для того, чтобы дети выросли во всем послушными своим родителям и Богу. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12). «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол.3:20). Послушание детей по отношению к родителям особенно ценилось в древнееврейской семье. Считалось что из послушных детей родитель может воспитать человека, который в последующей части своей земной жизни будет достойно служить Богу и исполнять все Его заветы.
Чаще всего в древнееврейской семье воспитанием мальчиков занимался отец, давая необходимые сведения о жизни и формируя правильную религиозную веру. Евреи так внимательно относились к воспитанию детей потому что считали, что дети – это будущее нации, и оно должно быть духовно здоровым. Чаще всего в древнееврейских семьях росли здоровые и послушные дети. Поэтому обычные древнееврейские дети, слушавшиеся своих родителей и наученные Закону Божьему, не могут в разбираемом стихе выступать подобием «рода сего» лукавого.
Однако в вопросах воспитания детей древние евреи иногда сталкивались с трудно воспитываемыми детьми. Эту группу детей делили на две категории. К первой категории относились дети, которые в силу плохой памяти или болезней не могли быстро выучить Закон Божий или имели заторможенное развитие. На воспитание таких детей древнееврейская семья тратила больше времени и в этом ей помогал даже священник. Ко второй категории относились так называемые злые дети. Это была разновидность детей, которые из-за своего упрямства, коварства, лживости, вероломства и изворотливости не слушали родителей и всё делали им наперекор. Священники объясняли поведение таких детей одержимостью злыми духами. Соответственно такие дети в последствии ставшие взрослыми, назывались у древних евреев «чадами гнева», «сынами противления». «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф.2:1-3).
В последствии если ребенок в течение многих лет не поддавался перевоспитанию, его называли «выродком» в семье и за продолжительное неповиновение родителям и буйный характер наказывали. Например, отец мог продать такого ребенка в рабство на определенный срок, или продать за долги. В особо редких случаях, когда ребенок сознательно вредил своей семье, не поддавался перевоспитанию и был социально опасен для родственников и окружающих людей, то его по согласованию со священником родители могли лишить жизни, как вредного для общества человека и неспособного служить Богу.
Вот как о «выродке» пишет Библейская энциклопедия Брокгауза. Ребенок, «злословящий отца или мать проклят Богом, и его следует предать смерти, как и того, кто ударит отца или мать». «Если дети совершали тяжкие преступления (против Бога и родителей) отец имел право наказывать их смертью (Быт.38:24; Втор.21.18-21). Однако во избежание произвола, право вынесения окончательного приговора оставалось за старейшинами города» (Библейская энциклопедия Брокгауза, 1994, с.241). Вот как об этом пишется в Библии. «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, - то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница" тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и [так] истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» (Втор.21:18-21). «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Прит.20:20). «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Матф.15:4).
О том, что дети должны почитать родителей и Бога говорится и в Новом Завете. Например, «дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол.3:20). «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:1-4). Как видим, в Своих рассуждениях о детях Христос подчеркивает ту мысль, что покорные дети должны чтить родителей и подчиняться Воле Божьей.
Эти выше рассказанные сведения о детях знали все древние евреи, пришедшие на встречу со Спасителем. Поэтому слова Спасителя о том, что Он уподобил «род сей» именно определенным детям, древние евреи понимали следующим образом. Они понимали то, что Христос в Своих выше указанных словах имел ввиду не всех детей древнееврейского государства, а только наихудшую их группу, которая в просторечии называлась « выродками». Именно с такими « выродками-детьми», которые не хотят почитать ни своих родителей, ни закон Божий, Христос и сравнивает «род сей». Как мы уже выяснили в предыдущей части пояснения, это «род лукавый», требующий знамений вместо истины.
Доказательством того, что в разбираемом стихе Спаситель имеет в виду детей-выродков («сынов противления», «чад гнева»), свидетельствуют их поступки, описанные далее в разбираемом стихе. Дети «сидят на улице и обращаясь к своим товарищам говорят». Этими словами Спаситель указывает на то, что эти дети находятся в компании своих единомышленников и разговаривают со своими друзьями-товарищами.
Слово «говорить» обозначает «вести спокойную беседу-разговор на отвлеченную или философскую тему» (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, ук. изд., с.131).
В древнееврейском обществе дети-выродки были изгоями. Первопричиной этого явления было агрессивное поведение этих детей по отношению к родителям и всем членам общества. Не в состоянии перевоспитать этих детей родители принимали меры защиты от них и рассказывали соседям и другим людям что этих детей надо остерегаться и в их присутствии контролировать их поведение. Такие меры предосторожности заставляли чувствовать детей-выродков изгоями. Можно предположить то, что с ними запрещали играть другим детям. Если их выпускали на улицу, то контролировали каждый их шаг. Поэтому можно предположить, что до того, как их поведут на прогулку они старались убежать из дома и в малолюдных частях города встречались с подобными себе детьми. В своей компании они чувствовали себя вольно и свободно. И они могли говорить, что думают и делать что хотят, даже если это кому-то было во вред. Они договаривались о следующих встречах и каждый раз собирались в условленном месте. Можно предположить, что одну из таких встреч и описывает Христос в Своей речи.
Для того чтобы охарактеризовать этих детей-выродков, Спаситель описывает окружающему Его народу то, о чем они говорят. И как сказано в разбираемом стихе эти дети говорят: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали».
Этими словами Спаситель говорит о том, что описываемые «дети-выродки» праздно проводят время и вспоминают свою жизнь. Во время таких встреч эти дети часто хвастались друг перед другом тем, как они досаждают взрослым. Но Христос, опуская описание этих лжеподвигов в Своей речи, так как это было известно всем древним евреям, обращает внимание на то, что эти дети даже в своей среде пытаются друг друга изобличать.
Этим самым Христос говорит о том, что эти дети одержимы духом противоречия, изобличения и критиканства. То есть всеми теми качествами, которые свойственны духу тьмы. Причем свое изобличение они адресуют друг другу. Христос показывает, что в этих изобличениях проявляется злоба лукавого духа по отношению к людям.
Для обычных детей не свойственны обличительные слова. Потому что чаще всего дети разговаривают об играх, развлечениях и тому подобных вещах.
Дальше в Своих словах Спаситель обрисовывает другую группу детей-выродков. Эти дети в отличие от предыдущей группы не занимаются обличением. Они всё делают наоборот, поступая наперекор окружающим людям и общепринятым нормам поведения. По словам Христа, они не пляшут под веселые звуки свирели и не плачут под печальные песни. Такое нелогичное поведение большинству обычных детей не свойственно. Так вели себя дети, одержимые духом, противостоящим Богу, то есть «дети-выродки».
Подводя итог выше изложенному можно сказать что о детях-выродках Христос упомянул для того чтобы сравнить их глупые по смыслу, но агрессивные по сути рассуждения с утверждениями некоторых людей (в том числе и из фарисеев и книжников), выступавших против Иисуса Христа и тем самым, противившихся исполнению Закона Божьего. Чаще всего души этих людей были подвержены влиянию сил зла. А поскольку Христос и пришел чтобы разрушить дела тьмы «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8), то мир зла противился Его общественному служению. И через людей, чьи души были одержимы силами зла, темный мир старался унизить и оклеветать Христа даже при помощи глупых и лживых изобличений.
Такие люди (в том числе из фарисеев и книжников) пытались отрицать очевидные, известные всему древнеизраильскому обществу, факты, связанные с тем, что Спаситель исполнил все дела и сотворил чудеса, которые надлежало исполнить Истинному Мессии-Христу. Но несмотря на это вопреки правде и многочисленным принародным чудесным доказательствам истинности Иисуса как Мессии, враги Христовы упорно распространяли среди народа ложь о том, что Иисус из Назарета якобы не настоящий Мессия, и что якобы истинный мессия ещё не пришел.
То есть сравнением «рода сего» в лице некоторых людей, врагов Христа (в том числе и из законоучителей и книжников), выступавших против Иисуса Христа, с образом «детей-выродков» Спаситель указывает на следующее. Представители «рода сего» хоть физически и не являются детьми- выродками, и в быту не ведут асоциальный образ жизни, как дети-выродки, но они также, как и дети-выродки, являются «слугами лукавого духа». И хоть представители «рода сего» внешне выглядят как обычные законопослушные древние евреи, в душе их царит «духовная тьма». Потому что в отличие от детей-выродков, представители «рода сего» (родившись нормальными людьми и получив знания о Законе Божьем) сознательно перестали соблюдать заповеди Божии в своей жизни, и этим стали служить противостоящей Богу силе, приобретя таким образом себе другого «господина» вместо Бога. А именно - лукавого духа. Но если дети-выродки могли причинить окружающим только телесный и материальный вред, то представители «рода сего» лукавого своими ложными речами о Христе и Предтече могли причинить окружающим людям значительно больший вред, духовный, который бы сказался на всей жизни слушающего и поверившего им человека. Поэтому Спаситель срывает со Своих обличителей маску «служителей Божиих» и указывает, что под их одеждами законоучителей с цитатами из Закона Божьего кроются «служители» лукавому, противостоящему Богу, духу. И что все обвинения таких лжезаконников против главных фигур Святого мира, Предтечи и Мессии, такие же нелогичные и глупые, как и слова и поступки «детей-выродков».
В качестве доказательства этим словам Спаситель в следующих стихах, 18-м и 19-м, рассказывает окружавшему Его народу, как представители «рода лукавого» пытаются опорочить Предтечу и Мессию глупыми по сути и нелогичными по содержанию ничем не обоснованными обвинениями.