«Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес» (Матф.11:18).
В предыдущих стихах Спаситель уподобил «род сей» лукавый детям-выродкам. Разбираемый стих продолжает речь Спасителя, обращенную к народу. И вполне логично предположить, что в разбираемом стихе Иисус Христос приводит окружающим Его людям доказательства подобия «рода сего» лукавого с детьми-выродками.
Слова из разбираемого стиха «ибо пришел Иоанн» надо понимать следующим образом. Слово «ибо» обозначает «потому что, так как. Согласен, ибо факты бесспорны» (Толковый словарь, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, 4-е издание, ООО «А Темп», М., 2006, с.235). То есть слово «ибо» в начале разбираемого стиха указывает нам на то, что за этим словом последуют факты и доводы, подтверждающие предыдущее утверждение Спасителя из 16-17 стихов. Слово «прийти» обозначает «идя, достигнуть чего-нибудь, явиться куда-нибудь»(Толковый словарь, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, с.581). То есть слова «пришел Иоанн» обозначают то, что Иоанн Креститель уже явился перед древнееврейским народом и выполнил определенную миссию. В разбираемом стихе это слово применяется в несколько торжественном и возвышенном смысле и обозначает одно из самых важных событий в жизни древнееврейского народа. В данном случае в разбираемом стихе это слово обозначает приход (явление) предсказанного ветхозаветными пророками Предтечи, Иоанна Крестителя, к древнееврейскому народу, который предвозвестил появление Истинного Мессии, Иисуса из Назарета. И на момент разбираемого стиха миссия Предтечи практически была исполнена полностью и подходила к завершению.
О приходе Иоанна Крестителя и о его миссии как Предтечи Мессии-Христа было подробно рассказано в 9-12 стихах 11-й главы Евангелия от Матфея. В разбираемом стихе для понимания его смысла нам важно вспомнить то, какие представления о Предтече, Иоанне Крестителе, имел древнееврейский народ.
Из пророчества Архангела Гавриила священнику Захарии (отцу Иоанна Крестителя) в Иерусалимском храме древнееврейский народ об Иоанне Крестителе знал следующее. «Он будет велик пред Господом;... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лук.1:15). «Предъидет пред Ним (Мессией-Богом) в духе и силе Илии» (Лук.1:17). После рождения младенца-Иоанна его отец, Захария, исполнившись Духа Святого, рассказал о том, что должен сделать Иоанн Креститель в своей жизни «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лук.1:76). После этого Иоанн жил до тридцати лет в пустыне. По достижении тридцатилетнего возраста вышел на проповедь Благой вести (Матф.3:2) и предстал перед древнееврейским народом ведя назорейский образ жизни (Матф.3:4). Предтеча очень быстро завоевал доверие древних евреев, приходивших к нему на проповедь и за помощью, так как показывал и проявлял очень необычные способности. Он лечил людей от неизлечимых болезней, давал только полезные и добрые советы и его пророчества были правдивыми и всегда сбывались, демонстрировал сверхъестественную осведомленность в делах людей, к нему пришедших и т.д. И поэтому к нему устремились многие древние евреи. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Матф.3:5-6). Под впечатлением чудесных поступков и проповедей Иоанна Крестителя, в народе даже думали не Мессия ли он. «Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он?» (Лук.3:15). Спаситель, характеризуя жизнь и деятельность Иоанна Крестителя, добавил, что Предтеча «говорю вам, и больше пророка» (Матф.11:9). И ещё что Иоанн «тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Матф.11:10). Также Христос говорит об Иоанне «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф.11:11).
Как видим древние евреи почитали Иоанна Крестителя и как великого святого пророка Божьего, и как Предтечу, подготовившего древних евреев к приходу Мессии.
В разбираемом стихе к необычной картине прихода Предтечи Спаситель добавляет то, что Иоанн, «ни ест, ни пьет». В этих словах Спасителя отразились хорошо известные большинству народа факты о том, что Предтеча не ест и не пьет. Спаситель в этих словах не только пересказывает мнение народа о Предтече, но и подтверждает его правоту. О том, что Предтеча может находиться без пищи и питья долгое время было давно известно многим древним евреям. Потому что они украдкой наблюдали за Предтечей. Предтеча действительно мог находиться без пищи и питья, потому что находился под воздействием Духа Святого. А Дух Святой, согласно представлениям древнееврейского народа, мог удовлетворить как духовные, так и насущные биологические потребности человека. Об этом и пишется в пояснительной литературе. «Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, напр… судей (Суд.3:10; 6:34 и др.), пророков (Ис.59:21), помазанных царей Израиля (1Цар 10:6,10; 16:13 и след.)… Святой Дух с самого начала наделяет верующих дарами, которые придают им силы для выполнения возложенной на них миссии» (Библейская энциклопедия Брокгауза, Ф.Ренекер, Г.Майер, 2007, с.258-259). Вот как о дарах Святого Духа говорится в Новом Завете. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:8-10).
Как видим Иоанн Креститель от Бога имел все дары Святого Духа. И поэтому мог не только не есть и не пить, но и пророчествовать, исцелять болезни, проповедовать, творить чудеса, лечить бесноватых и ещё совершать многие другие необычные дела.
Однако любознательный читатель может задать вопрос о том, почему в Евангелии Матфея в 3-й главе о Предтече дается несколько иная информация и говорится о том, что Предтеча всё-таки употребляет пищу. Слова Матфея о том, что Предтеча принимает пищу вразумительно и ясно пояснены в 1-м стихе 3-й главы Евангелия Матфея. В этом стихе пишется так. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» (Матф.3:1). Как видим в этом приведенном стихе сказано о приходе Предтечи. Можно предположить то, что древнееврейский народ настороженно отнесся к приходу Иоанна Крестителя и начал за ним наблюдать, чтобы определить, что же он собой представляет. В 4-м стихе 3-й главы Матфей пишет о наблюдениях за Предтечей, сделанных древнееврейским народом. Люди убедились в том, что «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Матф.3:4). Согласно этому описанию Предтеча выглядел и питался как типичный назорей. Убедившись в том, что образ жизни, одежда и питание Предтечи соответствуют образу жизни назорея, святого человека-отшельника, люди, наблюдавшие за ним, сделали определенный вывод. Об этом выводе и пишет Матфей в 5-6-м стихах. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Матф.3:5-6). Таким образом можно предположить то, что Матфей в 3-й главе дает описание пищи и питья Предтечи в связи с его появлением перед древнееврейским народом. Для того чтобы убедить этот народ в том, что проповедь Иоанна истинна и привлечь внимание людей, Предтеча предстал перед древнееврейским народом не только в одежде назорея, но и строго придерживаясь образа жизни, в том числе и питания, который был свойственен назорею.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в книге Матфея в 3-й главе, в которой упоминается о еде и питье Предтечи, и в 11-й главе в разбираемом 18-м стихе, в которой говорится что Предтеча не ест и не пьет никаких противоречий нет. Потому что в 3-й главе Матфей рассказывает об образе жизни Предтечи в то время, когда он появился перед древнееврейским народом, а в 11-й главе Матфей рассказывает о дальнейшей жизни Предтечи.
Рассказав людям о необычной жизни Иоанна Крестителя, и то, что он «ни ест, ни пьет» Спаситель противопоставляет эту правдивую информацию о Предтече вымыслу тех людей из рода сего лукавого, которые являются врагами Предтечи и пытаются его опорочить перед древнееврейским народом. Спаситель повторяет вывод этих людей из рода лукавого о Предтече «и говорят: в нём бес». Этими словами Спаситель указал на то что удивительный феномен того, что Предтеча может обходиться без еды и питья враги Предтечи объясняют воздействием на него злой сверхъестественной силы, ложно утверждая, что якобы злой дух помогает Предтече обходиться без питания.
В разбираемом стихе любознательного читателя может привлечь мысль о том почему представители рода сего лукавого выдвинули упрек Иоанну Крестителю в том, что он не ест и не пьет, и объяснили это тем, что в нём якобы злой дух. Пояснить этот упрек можно следующим образом. Род лукавый, который ищет знамений, а не веры, прежде всего выражает взгляды злого духа, который противостоит Господу Богу. Поэтому задача злого духа, противостоящего Богу, состояла в том, чтобы дискредитировать Иоанна Крестителя в глазах древнееврейского народа. А так как Предтечу было не в чем упрекнуть, поэтому лукавый дух прибегает ко лжи. Таким образом люди из лукавого рода набрасываются на Предтечу не потому, что он им чем-то не угодил, а потому что они стремятся опорочить Иоанна Крестителя под влиянием злого духа. А противостоящий и враждебный Богу злой дух пытается оболгать Предтечу потому, что Иоанн Креститель излагает Божье учение – Благую весть.
Как видим перед народом Спаситель представил две характеристики Предтечи. В первой характеристике словами «пришел Иоанн» Спаситель как бы напомнил народу об исполненном великом святом подвиге Предтечи по подготовке прихода Истинного Мессии. То есть Иоанн Креститель здесь предстает в виде воплотившегося Святого Ангела Божьего, которого Бог Отец посылает приготовить путь Сыну Своему, Иисусу из Назарета, Истинному Мессии. Вторую характеристику Предтече пытаются дать представители «рода сего», ложно заявляя, что в Предтече «в нём бес». Спаситель повторил ложные слова лукавых людей о Предтече с разоблачительной целью. Он напомнил народу эту ложь для того, чтобы воскресить в сознании народа память о святых делах и проповедях Предтечи и показать, что жизнь Предтечи, основанная на Благой Вести, и его проповеди, призывающих жить на основе законов Божиих, лучше любого аргумента опровергают клевету лукавых людей из «рода сего».
Слова из разбираемого стиха являются первым доказательством подобия «рода сего» лукавого детям-выродкам. Ибо как дети-выродки на белое говорят черное, так и люди «рода сего» на святого посланника Божьего, Предтечу, Иоанна Крестителя, ложно говорят, что в нем злой дух. Глупость такого утверждения из разбираемого стиха была настолько очевидна древним евреям, что даже не требовала доказательств.
Поэтому Спаситель и говорит, кому уподоблю «род сей», говорящий на Предтечу Сына Божьего что он слуга злого духа? Уподоблю неразумным детям-выродкам, также говорящим наперекор правде всякие глупости.
В следующем 19-м стихе Спаситель приводит второй довод нелогичности и абсурдности утверждений представителей «рода сего» лукавого уже применительно к Истинному Мессии.