«Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее» (Матф.11:19). Разбираемый стих начинается словами «Пришел Сын Человеческий». Большое значение в начале этого стиха имеет слово «пришел». Оно перекликается по своему смысловому значению со словом «пришел» из 18-го стиха. И в 18-м и в разбираемом 19-м стихах слово «пришел» обозначает начало общественного служения и новый период в религиозной жизни древнееврейского общества.

В 18-м стихе говорится «пришел Иоанн». Этими словами Спаситель обозначил начало проповеднической деятельности Предтечи Христа, Иоанна Крестителя. Древнееврейскому народу было очень хорошо известно то, что приход Иоанна был обусловлен волей Божьей и знаменовал скорых приход Истинного Мессии.

В разбираемом стихе Спаситель, употребляя слово «пришел», вкладывает в него несколько смысловых значений. Первое смысловое значение слова «пришел» обозначает то, что к древнееврейскому народу явился обетованный Мессия, Искупитель первородного греха. Спасителю достаточно было сказать слово «пришел», и евреям того времени сразу становилось понятно, что Спаситель этим словом обозначает начало Своей Мессианской деятельности. Древним евреям было понятно также то, что приход Спасителя произошел по воле Бога. И что Бог-Отец, используя Своё всезнание и предвидение, назначил строго определенный исторический момент для появления Мессии. Этот момент Бог-Отец назначил потому что считал, что к этому времени еврейский народ духовно созреет для духовного восприятия Благой вести и для принятия Истинного Мессии. Об этом приходе Господь Бог возвестил через пророков древнееврейского народа. Поэтому в данном случае слово «пришел» обозначает исполнение обетования Божьего о приходе к древнееврейскому народу обетованного долгожданного Мессии.

Второе смысловое значение слова «пришел» заключается в том, что словом «пришел» Спаситель обозначил не только начало Своей проповеднической деятельности, но и подводит её итог на данный момент.

Помимо этого, словом «пришел» Спаситель обозначил то, что Он пришел для того чтобы после Предтечи продолжать распространение Благой вести. И всему древнееврейскому народу было понятно, что словом «пришел» Спаситель указал на то, что период деятельности Предтечи закончился, подошел к концу и начался период общественного служения Истинного Мессии. Это третье смысловое значение слова «пришел». Вот такое емкое по смысловым значениям слово «пришел» и использовал Спаситель в начале разбираемого стиха.

По поводу слов «сын человеческий» стоящих за словом «пришел» мы подробно рассказали ранее о том, как это словосочетание нужно понимать. Как мы выяснили в предыдущей статье что к древнееврейскому народу пришел не «Сын Человеческий», а воплотившийся в человеческое тело Истинный Бог, Искупитель Адамова греха, обетованный Мессия, Сын Божий, Иисус из Назарета, Который принес людям Благую Весть.

Далее в разбираемом стихе после слов «Сын Человеческий», вместо которых уместнее использовать более правильное слово «Искупитель» (что и рассмотрено в предыдущей статье о «Сыне Человеческом) идут слова «ест и пьет». При пояснении этого стиха необходимо учитывать ту важную истину, что в Библии нет ни одного лишнего и ненужного слова. Значит и слова «ест и пьет» из поясняемого стиха сказаны с какой-то определенной и важной целью. Нужно вспомнить про то, что фраза «пришел Сын Человеческий (Искупитель), ест и пьет» сказана Спасителем о Самом Себе. Можно предположить, что в этой фразе Спаситель как раз и раскрывает Свою главную методику по распространению Благой вести. Если Предтеча вел свою деятельность только на берегу реки Иордан, преподнося Благую весть людям, то Спасителем применяется совершенно другой метод. Он не находится на одном и том же месте, как Иоанн. Спаситель ходит по городам и селениям, широко общается с толпами народа. Благодаря чему распространение Благой вести охватывает более широкие слои населения. А когда Он приходит в тот или иной населенный пункт, слава о Нём уже дошла до жителей этого поселения. Поэтому чаще всего люди, горячо уверовавшие в Него, приглашали Его на праздничный пир, устроенный в честь Мессии.

Возникает вопрос, почему же Спаситель не отказывался от пиров (как Иоанн Креститель), а принимал предложения и ел и пил как со знатными, так и с простыми людьми? А потому что Спаситель использовал большое скопление народа для того, чтобы распространять Благую весть. И очень часто до, во время и после застолий рассказывал народу Свои притчи. А эти притчи и живые беседы Спасителя с людьми как раз и были направлены не только на распространение, но и на пояснение Благой вести. И чаще всего Спаситель делал это простым и доступным языком в виде не только поучений, но и ответов на вопросы пришедших людей или доступно пояснял ту или другую жизненную ситуацию, советовал, как лучше поступить в том или другом случае. И если речь Предтечи, пояснявшего Благую Весть, была краткой и афористичной. Например, после своего поучения Иоанн делал вывод о том, что «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф.3:10). То Христос пояснял Благую весть в виде развернутых маленьких сценок или сюжетных рассказов, которые получили название притч. Например, притча о горчичном зерне, притча о блудном сыне, притча о сеятеле и т.д.

Таким образом словами «пришел Искупитель (Сын Человеческий), ест и пьет», Христос древнееврейскому народу рассказал о том, какими способами Он поясняет и распространяет Благую весть в отличие от Предтечи. Если Предтеча вообще не ел и не пил, то Христос не чуждается такой формы общения с людьми. Хотя также, как и Предтеча, Спаситель, как Бог, мог обходиться без еды и питья. То есть застолья и разговоры с людьми Христос использовал для распространения Благой вести.

Делая вывод из сказанного выше, модно с уверенностью сказать, что началом разбираемого стиха, говоря о Самом Себе, Христос рассказал о Своем методе распространения Благой вести и о том, чем этот метод отличается от способа, применяемого Предтечей, для изложения Новозаветных истин.

В следующих словах разбираемого стиха Спаситель иронизирует над абсурдными упреками Своих врагов и с иронией пересказывает их нелепые слова. «И говорят вот человек, который любит есть и пить вино».

Слова в речи Христа «и говорят» имеют особый смысл. Это словосочетание обозначает то, что Спаситель, рассказав древним евреям о Себе, теперь поясняет народу как Его деятельность искажается представителями «рода сего» лукавого. Всем древним евреям того времени было хорошо понятно то, что словом «говорят» Спаситель обозначил необоснованные и ложные упреки Своих врагов.

Итак, что же искажают враги Спасителя в своих словах? Во-первых, враги Спасителя лживо о Нём говорят «вот человек». Этим словом враги Спасителя представляют Его простым обычным земным человеком, лишив Абсолютной Святости, Божественного Достоинства. И даже не упоминают о том, что Он истинный Мессия-Искупитель, Сын Божий, как об этом говорили древнееврейские пророки в Ветхом Завете.

Во-вторых, представив Спасителя в виде простого человека, Его враги продолжают искажать о Нём информацию и ложно говорят о Нём что Он человек, «который любит есть и пить вино». То есть, ложно представив Мессию как простого человека, враги Спасителя дают характеристику этому человеку, и дальше в своих словах рисуют образ обжоры и пьяницы. Тем что враги Спасителя сказали, что Мессия, как простой человек, отличается только тем, что «любит есть и пить вино» они сознательно исказили Его общественное служение. Ведь истинный Мессия, Иисус из Назарета, пришел в мир людей в первую очередь для того чтобы принести миру Благую весть и искупить первородный грех. Вот как раз этого предназначения враги Спасителя и пытались лишить Мессию своими ложными словами о том, что Он «любит есть и пить вино». Таким образом Спаситель рассказал слушающему Его народу о том, как Его враги искажают Его общественное служение и подменяют главные цели Его мессианской деятельности.

Так как Спаситель помимо Божественной природы имеет ещё и телесную плоть, то естественно Он ел и пил как обычный человек. Но чаще всего Свои общественные трапезы Спаситель использовал для того, чтобы давать Свои поучения и распространять Благую весть. Вот об этом, самом главном предназначении Мессии, коварно и умолчали Его враги.

Другим, не менее абсурдным упреком врагов Спасителя является то, что они называют Его «друг мытарям и грешникам». Как видим враги Спасителя, ложно заявив о том, что Мессия якобы является другом мытарей, пытаются представить Его таким же, как и мытари, то есть врагом древнееврейского народа.

Мытари были сборщиками налогов для римской власти. Во времена земной жизни Спасителя мытари презирались как предатели древнееврейского народа, которые своей работой служат захватчикам римлянам. Но из всех древних евреев мытари охотнее всего обращались к Спасителю, потому что считали себя грешниками, которые предали свой народ, служа римлянам. В глазах древнееврейского народа они были презираемой прослойкой общества. И поэтому в лице Мессии такие люди видели Избавителя от этого «мытарского греха». Чаще всего мытари жили возле городских ворот рядом с базарной площадь. И устраивали пир в честь прихода Христа прямо на улице под навесом.

По словам врагов Спасителя выходило, что если Иисус друг грешникам, то Он как их друг, во всём их поддерживает, и якобы Сам является таким же грешником. Этими словами враги Спасителя также исказили Его общественное служение. И пытались представить перед древнееврейским народом Искупителя-Мессию как якобы врага древнееврейского народа и грешника.

Как известно из Библии Спаситель пришел ко всем людям, как к праведникам, так и к грешникам, чтобы им рассказать Благую весть и привести их к покаянию. И на подобные упреки Спаситель в Библии давал исчерпывающие ответы Своим клеветникам. Например, «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф.9:12).

Из Библии мы знаем, что Христа сопровождали толпы верующих людей. И вот во время праздничного пира Христос разговаривал не только с хозяевами устроенного пира, мытарями, но и со всем окружающим Его народом. Если Христос находился в доме, то огромная толпа стояла рядом с этим домом и каждое слово Христа люди тут же передавали друг другу и рассказывали какие вопросы Ему задают и как Он на них отвечает.

Помимо мытарей Спаситель общался с любым и каждым человеком, вне зависимости от тяжести его грехов. То есть в действительности Иисус Христос, как истинный Мессия, общался с мытарями и грешниками ради того, чтобы наставить их на путь истинный, привести их к покаянию за их грехи и в конечном счете спасти их души. Таким образом Иисус Христос общением с мытарями и грешниками выполнял Свою функцию Спасителя людей.

Однако в своей коварной речи враги Спасителя умолчали о том, что Он общается не только с мытарями и грешниками. В действительности к Нему приходили и весьма уважаемые члены древнееврейского общества. Например, представитель синедриона Никодим, «между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских» (Иоан.3:1), Иосиф Аримафейский, «Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия» (Мар.15:43), и другие. К Спасителю обращались не только люди из простого народа, но и из зажиточных слоев общества. Например, сотник «услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его» (Лук.7:3)». Богатый юноша (Матф.19:16-22) и т.д. Обо всём этом умолчали враги Спасителя, ложно низведя Его деятельность до общения только сугубо с мытарями и грешниками.

Разоблачив слова Своих врагов перед окружающим Его народом, Спаситель делает глубокомысленный и мудрый вывод из всего Им сказанного в 16-19 стихах 11-й главы Евангелия Матфея. Он говорит, что ложным словам врагов Спасителя, которые возводят напрасную клевету на Него никто не верит, кроме самих представителей «рода сего» лукавого. Спаситель и говорит об этом, обращаясь к народу «И оправдана премудрость чадами ее».

Слово «оправдать» обозначает «признать правым, не виновным, признать допустимым в силу чего-нибудь». Слово «оправдание» обозначает «довод, которым можно оправдать, объяснить, извинить что-нибудь» (Толковый словарь, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, ук. изд., с.447).

Слово «оправдана» в данном случае обозначает то, что напраслина, возведенная на Спасителя признана только представителями рода лукавого, то есть «чадами её». Слово «чадо» обозначает дети.

Слово «премудрость» во 2-м смысловом значении обозначает «нечто мудреное, трудно понимаемое» (Толковый словарь, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, ук. изд., с.573).

На первый взгляд эта простая фраза имеет очень богатое смысловое содержание. Для того чтобы усилить разоблачительный смысл Своей речи Спаситель иронически назвал клевету на Него словом «премудрость» во втором смысловом значении этого слова, которая обозначает глупость. Исходя из контекста этой фразы слово «премудрость» в разбираемом стихе обозначает высшую глупость. Таким образом Спаситель говорит людям о том, что выше перечисленная глупость оправдана (принята, признана) в речах Его врагов «чадами ея». Словом «чадо» Спаситель не просто обозначил Своих врагов.

Для того чтобы понять то, кто является истинными врагами Спасителя, нужно вспомнить содержание 16-17-го стихов. В 16-м стихе Спаситель говорит о том, кому же Он уподобит род сей. Этими словами ясно Спаситель обозначил «род сей» лукавый и прелюбодейный. Это выражение широко употреблялось в обиходе древнееврейского народа. В 16-м стихе Спаситель ясно указывает на то что «род сей» лукавый подобен глупым и капризным детям. Именно представителей «рода сего» лукавого, которые подобны детям-выродкам, Спаситель и называет «чадами».

В последней фразе 19-го стиха Спаситель ясно указывает на тот факт, что эта «премудрость», то есть их глупые измышления, принята только «чадами её». Иными словами, Спаситель подчеркивает, что так думает только группа определенных людей, которых Он назвал словами «род сей», метко обозначив этим словосочетанием Своих врагов.

Таким образом, краткими, но ясными словами Спаситель дал понять собравшимся людям то, что изначально Его критиком является враг рода человеческого «отец лжи» (Ин.8:44). И этот злой дух через сердца грешных людей, которыми он овладел, и пытается распространить о Спасителе клевету, подменяя истинные цели и предназначение Его мессианской деятельности. Но огромные толпы, которые сопровождали Спасителя, подтверждают тот факт, что люди, приходя к Спасителю, верили Ему, а не Его врагам.

Подводя итог анализа 16-19 стихов 11-й главы Евангелия от Матфея можно сказать следующее. Назвав в 16-17-м стихах Своих врагов представителями «рода сего» лукавого и уподобив их неразумным детям- выродкам» в 18-19 стихах Спаситель приводит неопровержимые и всем понятные доказательства этого. Спаситель в 18-м стихе говорит «пришел Иоанн». То есть Спаситель этими словами сказал, что Предтеча Христов своим общественным служением, своей жизнью, совершением многих богоугодных и чудесных дел (как мы знаем из предыдущей статьи о 18-м стихе) зарекомендовал себя перед древнееврейским народом святым Предтечей Христовым. За эти дела Предтечу древние евреи сначала посчитали даже Христом. Архангел Гавриил называл Иоанна Крестителя святым, имеющим Духа Святого «от чрева матери». Сам Спаситель назвал Предтечу «Ангелом Божиим» и самым великим из людей. И несмотря на факты и мнение древнееврейского народа, слова Ангела Божьего и Самого Спасителя, Иисуса Христа, представители «рода сего» лукавого глупо и необоснованно, как неразумные «дети-выродки», заявляли народу о Предтече Христовом что «в нем бес». В 19-м стихе Спаситель показывает присутствующему с Ним народу то, что эти люди из «рода лукавого», не остановились только на Иоанне Крестителе. Они ещё и явившегося к древнееврейскому народу обетованного Мессию, Иисуса Христа, Сына Божьего ложно называли обычным «человеком», который к тому же якобы большой грешник. Потому что, по ложным утверждениям представителей «рода лукавого» Он якобы «любит есть и пить вино», и является другом только мытарям и грешникам.

Как видим, разбираемые стихи ясно указывают на то, что против Мессии, Иисуса Христа и Иоанна Крестителя выступали только представители рода лукавого, пытающиеся противостоять Богу и Его делам. И их аргументами против Христа и Предтечи могла быть только глупая, ничем не подтвержденная ложь. Поэтому Спаситель и говорит, что люди, порочащие Христа и Предтечу, выступают на стороне противостоящего Богу злого духа и одержимы им, как и дети-выродки. И против Спасителя и Предтечи они могут использовать только глупые и ложные утверждения, свойственные только неразумным детям-выродкам. И, делая вывод, Спаситель говорит о том, что древнееврейский народ не считает лживые слова представителей рода лукавого правдой, а называет эти слова трудно понимаемой глупой «премудростью», которую разделяют только «чада» этого рода.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 2016 - сентябрь 2017 г.