Что такое Евангелие?
Слово “евангелие” древнегреческое, и обозначает благую, то есть радостную, добрую весть, известие или благовестие, благовествование. В классическом древнегреческом языке слово “евангелие” было употребляемо в следующих смысловых значениях:
В христианском понимании, а также в Новом Завете это слово обозначает следующее.
Слово “евангелие” или “благовестие” употребляют в соединении с другими словами в виде словосочетаний. Слово, прибавляемое к слову “евангелие” или “благовестие”, конкретизирует смысл таких словосочетаний и уточняет их. Например, в Новом Завете встречаются такие словосочетания. “Евангелие Царства” (Матф.4:23), то есть радостная весть, рассказывающая о Царстве Божием. “Евангелие Царствия Божия” (Марк 1:14). Или такие словосочетания. “Евангелие благодати Божией” (Деян.20:2-4). То есть радостная весть о благодати Божьей. “Благовествовать мир” (Еф.6:15). То есть радостная весть о мире. “Благовествование вашего спасения” (Еф.1:13). То есть радостная весть о спасении.
В некоторых случаях слова, следующие за словом “евангелие” или “благовестие”, обозначают источник благой радостной вести. Например: “К благовестию Божию” (Рим.1:1). “Евангелие Божие” (2Кор.11:7), “Благовестие Божие” (1Фес.2:8). То есть благовестие (радостная весть) исходящее от Господа Бога. Или, например “Священнодействие благовествования Божия” (Рим.15:16). В этой цитате говорится о священных действиях, основанных на благовествовании, то есть Евангелии Божьем. В словосочетании одно из слов может обозначать личность человека, совершаемого проповедь. Так, например Апостол Павел говорит: “В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа” (Рим.2:16). Словом “евангелие” названы и четыре книги, вошедшие в Новозаветный канон, и рассказывающие о жизни и учении Иисуса Христа. Это Евангелия, написанные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Три первых Евангелия названы в богословии синоптическими, потому что согласно взглядам отцов церкви, эти книги сходно рассказывают о жизни и учении Иисуса Христа. Слово “синоптический” в переводе с греческого обозначает “вместе смотрящие”.
Но поскольку четыре Евангелиста, излагая жизнь и учение Иисуса Христа, все таки сохранили свою авторскую индивидуальность, как философы и рассказчики, то в богословии четыре Евангелия имеют символическое обозначение, выражающее суть каждого евангельского повествования, в виде человека, льва, тельца и орла. Это символическое обозначение Евангелистов было взято богословами из облика таинственных существ, которых пророк Иезекииль видел при реке Ховаре (Иез.1:5-26).
Начиная с V века, христианское искусство изображает в виде этих существ Евангелистов на иконах. Согласно богословским представлениям поясняются эти символы так. Матфей в своем Евангелии представил человеческий, миссионерский характер Иисуса Христа. Поэтому Евангелие Матфея изображается в виде человека или Ангела. Марк в своем Евангелии изобразил Всемогущество и Царственность Спасителя. Поэтому Евангелие от Марка изображается в виде льва, царя зверей. Лука говорит о первосвященстве Спасителя, с чем связывалось жертвоприношение тельцов. Поэтому Евангелие от Луки изображается в образе жертвенного животного – тельца. А Апостол Иоанн, согласно словам Августина Блаженного, “как орел парит над облаками человеческой немощи”. Поэтому Евангелие от Иоанна символически изображается в виде орла.
Святой Ириней несколько по иному представлял и объяснял символическое обозначение Евангелий. Поскольку, по суждению Святого Иринея, Евангелие от Иоанна изображало Иисуса Христа как вечного Царя, а лев есть царь в мире животных, то это Евангелие изображалось в виде льва. Поскольку Лука начинает описание в своем Евангелии событием священного служения Захарии, связанного с жертвоприношением тельца, то это Евангелие обозначается тельцом, жертвенным животным, и символизирует священническую деятельность Иисуса Христа. Поскольку в Евангелии Матфея изображено человеческое рождение Спасителя, то это Евангелие представлено в виде человека. Так как Марк начинает свое Евангелие с упоминания о пророках, к которым Дух Святой слетал, как орел на крыльях, это Евангелие символически изображается в виде орла.
Материалистическая наука не пришла к единому мнению о том, когда были написаны Евангелия. “Самым ранним из Евангелий признается Евангелие от Матфея” (Христианство, Энциклопедический словарь, Под ред. С.С. Аверинцева, Москва, издательство Большая Российская энциклопедия”, 1993, том 1, стр. 513). “Самое краткое и самое раннее из этих Евангелий – Евангелие от Марка, в нём нет рассказа о непорочном зачатии и чудесном рождении Иисуса” (Христианство, Словарь под ред. Л.Н. Митрохина, Москва, издательство “Республика”, 1994, стр. 143).
Богословие указывает свои даты написания Евангелий. Эти даты оспариваются наукой, атеизмом и даже отдельными религиозными группировками, существующими внутри христианства. Например, ученые сообщают о том, что был найден фрагмент Евангелия от Иоанна, написанный на папирусе и относящийся к первой трети II века. “Оригинал (Евангелия от Иоанна) был создан на рубеже I и II веков. Остальные три Евангелия были написаны, вероятно, в конце I века” (Христианство, Словарь под ред. Л.Н. Митрохина, указанное издание, стр.143). “Можно полагать, что Матфей написал свое Евангелие около 50-60 годов по Рождеству Христову, Марк и Лука несколько лет спустя, и во всяком случае не ранее разрушения Иерусалима, то есть не раньше 70 г. А Иоанн в конце I века” (Христианство, Энциклопедический словарь под ред. С.С. Аверинцева, указанное издание, стр. 512).
В церковной литературе о происхождении Евангелий пишется так: “происхождение Евангелия относится ко второй половине I века. Были попытки некоторых ученых отнести его происхождение к концу II века, но эти попытки не имели успеха”. (Полный православный богословский энциклопедический словарь, издательство П.П. Сойкина, типография СПб, Стременная, 12, собственный дом, репринтное издание концерн “Возрождение”, 1992, том 1, стр. 812).